на главную страницу | назад |
Алексей Соколов
С чего обычно начинается рыбалка у большинства спиннингистов? Вы подходите к берегу водоема, забрасываете приманку как можно дальше и начинаете подмотку... К сожалению, эту грубейшую ошибку допускают порой не только новички, но и спиннингисты с довольно солидным стажем. Желание забросить подальше понятно: казалось бы, чем большее расстояние проходит ваша блесна, тем большее число хищных рыб ее увидят, и, соответственно, тем выше вероятность того, что вы что-нибудь поймаете с первого же заброса. Но даже если и не поймаете, то, по крайней мере, получите неплохое представление о выбранном месте ловли... На первый взгляд, все логично, однако практика показывает, что уловы будут больше, а "понимание" водоема -лучше, если взять на вооружение правило: "Первый заброс - себе под ноги!"
В первую очередь следует договориться, что мы станем называть "первым забросом". Для новичка это понятие, скорее, ассоциируется с самим фактом начала рыбалки. Однако для более опытного спиннингиста таковым будет считаться первый заброс на каждой конкретной точке. Порой за день приходится пройти по берегу со спиннингом не один километр, а потому количество первых забросов за одну рыбалку может достигать несколько десятков. Начинающий же спиннингист может, вообще, весь день простоять на одном месте (я, например, лет пятнадцать назад именно так и делал). А потому, чтобы понятнее было и новичкам, и профессионалам, давайте условимся, что количество первых забросов у нас будет равняться количеству точек, с которых производится ловля.
Итак, я утверждаю, что в подавляющем большинстве случаев первый заброс лучше делать самым коротким, следующий - чуть дальше и так далее, по нарастающей. Это позволит наиболее эффективно обследовать интересующий вас участок, поймать максимальное количество "хвостов" и избежав ненужных зацепов. Если активный хищник стоит далеко, то вы ничего не потеряете, если потратите 2-3 мин на обследование прибрежной зоны. Ну а в том случае, когда ваш потенциальный трофей находится рядом, то, пренебрегая правилом "первый заброс - себе под ноги", вы можете, во-первых, спугнуть его, размахивая снастью, во-вторых, не суметь качественно провести приманку перед самым носом рыбы, в-третьих, нацеплять на блесну травы еще на дальних подступах к рабочей зоне и, в-четвертых, просто не заметить, что самое перспективное место ловли находится в непосредственной близости от вас . Надеюсь, эти аргументы звучат достаточно убедительно, однако как известно, в рыбацкой среде любое утверждение принимается во внимание лишь в том случае, если за ним стоит практический опыт. Вот и я попробую доказать справедливость своего утверждения на примерах из собственной практики.
ЩУКА |
Первый опыт ловли щук я получил на малых и средних реках. Еще лет десять назад, когда мой послужной список едва перевалил за сотню рыб, я четко уяснил, что часто активная щука стоит прямо под берегом. С тех пор забросы вдоль берега стали одним из основных моих приемов ловли. Уловы заметно увеличились, правда, и число оторванных приманок возросло многократно. Причем к неизбежным зацепам за подводные коряги добавились еще и обидные "посадки" блесен на нависающие над водой ветви. К счастью, в те годы (да и теперь тоже) все, что касается техники и тактики ловли, интересовало меня больше, нежели пестрое разнообразие "фирменных" приманок, а потому периодическое обновление запаса "Шторлингов", "Атомов" и "Играющих" не так уж и сильно ударяло по карману. А вот постоянно пополняющаяся статистика выловленных хищниц позволяла обнаружить некоторые закономерности, которые и привели к той схеме, которой я по сей день пользуюсь при облове перспективных мест.
Первые забросы, если позволяет береговая растительность, я делаю, не доходя несколько шагов до воды, на расстояние 2-3 м от берега. Затем подхожу вплотную к воде и бросаю блесну вдоль берега, сначала на те же 2-3 м от себя, затем с каждым забросом на 1-1,5 м дальше, до ближайшего препятствия, которым чаще всего оказывается затопленный куст или упавшее в воду дерево. После этого я веером - от берега к середине реки - бросаю блесну в сторону этого препятствия. Расстояние между точками заброса стараюсь делать как можно меньше. В самые перспективные точки бросаю несколько раз подряд. Так, например, нескольких щук я взял после серии забросов под самый берег к веткам упавшего в воду дерева. Стоит несколько раз забросить блесну и туда, где упавшее дерево заканчивается - это классическое место щучьего "боя", однако и "вслепую" мне неоднократно доводилось ловить зубастую хищницу. Обследовав все ближайшие перспективные точки, я приступаю к облавливанию дальних. Если щука там есть, она меня терпеливо дожидается.
Конечно, если вы получаете удовольствие от поимки рыб только с первого заброса, использовать предложенную мной тактику не стоит: скажу честно, с тех пор, как я взял на вооружение правило "первый заброс - себе под ноги", число щук, пойманных с первого заброса, сократилось раза в три. Правда, уменьшилось и количество щук, испуганно бросающихся в глубину у меня из-под ног...
СУДАК |
Летом судак часто выходит кормиться в прибрежную зону. А потому, отправляясь за судаком в теплое время года, весьма уместно бывает использовать тактику "первый заброс - себе под ноги". Приведу случай, наглядно демонстрирующий преимущество этого правила.
В июне 1998 г. большую часть времени на рыбалке я посвящал поиску судаковых мест на Оке. Приехав в очередной раз в совершенно незнакомый район, я первым делом поинтересовался у местного жителя, можно ли здесь рассчитывать на поимку судака. Ответ был крайне неутешительным: лет десять назад судака в этих местах было много, однако потом каменистое и неровное прежде дно затянулось песком рельеф как таковой практически перестал существовать, и весь судак ушел под противоположный берег. Надо сказать, к тому, что думают местные жители относительно наличия и активности рыбы в их водоеме, я уже давно отношусь весьма скептически, тому есть немалые основания. А потому вместо того, чтобы сесть в машину и продолжить путешествие, я собрал спиннинг и отправился вдоль по берегу реки.
Первый заброс я делал очень короткий - метров на 10, немного наискосок по ходу движения, следующий - чуть дальше и т. д. максимума, а затем проходил вперед метров 20-30 и повторял в той же последовательности. Поначалу действительно дно реки было абсолютно ровным, и судаком, как говорится, и не пахло. Но вот, после очередного "первого" заброса твистер провалился в небольшую ямку. НА фоне общего однообразия это уже само по себе было достаточно интересно, и потому следующий заброс, не сходя с места, я произвел примерно в том же направлении, увеличив дистанцию метра на 2, не более, за что тут же был вознагражден полукилограммовым судачком. В течение последующего часа мне удалось довольно подробно изучить, что же представляет собой обнаруженное место. Вдоль берега тянулась небольшая яма, общей длиной не более 100 м. Верхняя ее часть была завалена различными металлоконструкциями и прочим хламом настолько, что даже самая "незацепляющаяся" приманка выдерживала лишь 2-3 заброса. Участок относительно чистого дна был протяженностью не более 25 м. Максимальная глубина составляла около 4,5 м, а уже метрах в 15 от берега шло повышение до 2,5-3 м. Естественно, столь доскональное исследование стоило мне довольно внушительного количества твистеров и поролоновых рыбок, но, поскольку я уже был уверен, что судак здесь есть, оно было доведено до победного конца. Остальное же оказалось делом техники: оставалось просто монотонно швырять поролоновую рыбку в прямоугольник размером 25 на 15 и вовремя подсекать. С первой рыбалки я привез 7 судаков, со следующей - 11. И это притом, что опыт ловли этой рыбы у меня практически отсутствовал!
Впоследствии я неоднократно возвращался сюда и, обходясь минимальным количеством оторванных приманок, всегда уезжал с рыбой. Можно ли было обнаружить и прочувствовать это место, пренебрегая правилом "первый заброс - себе под ноги?" Вряд ли, и вот почему: при забросе чуть дальше от берега течение (а оно здесь достаточно сильное) будет проносить мимо "рабочей зоны" любую, даже самую тяжелую приманку, а если сместиться выше, "мертвый" зацеп неминуем.
Данный пример - наиболее яркий из моей практики - демонстрирует, что при ловле судака сверхкороткий первый заброс бывает иногда весьма целесообразен. Да и опыт других спиннингистов подтверждает правильность такой тактики.
ОКУНЬ |
При ловле этого полосатого разбойника принципы маскировки, пожалуй, наименее актуальны. В августе-сентябре, во время жора, жирующие окуни в погоне за мальком чуть ли не на берег выскакивают, не обращая на стоящего рядом рыболова никакого внимания. Поэтому вряд ли стоит подбрасывать ему блесну, не доходя до берега несколько шагов. Однако, даже стоя у самой кромки воды, порой бывает очень полезно поискать окуня прямо под ногами. Дело в том, что временами концентрация окуня в прибрежной полосе бывает настолько высокой, что дальние забросы оказываются пустой тратой времени! Случай, который произошел со мной в начале апреля 1998 г., показал, что до того я достаточно плохо представлял себе, что такое настоящий заброс себе под ноги...
Мы с другом Альбертом приехали под Астрахань, надеясь половить судака или жереха. Увы, погода стояла почти такая же холодная, как и в Подмосковье, а лед сошел лишь на несколько дней раньше, чем на Оке. Посвятив первый день поискам рыбы, мы, по астраханским меркам, остались с нулем. На следующий день, чтобы хоть как-то реабилитировать себя, решили половить окуней.
На рассвете мы подъехали к небольшой закоряженной протоке. Уже на третьем или четвертом забросе Альберт вытащил окуня граммов на 300, на следующем такой же красавец попался мне. Окуни клевали стабильно, через каждые 2-3 заброса. Все по 300-350 г. После вчерашнего провала результат был просто превосходным!
После поимки очередного окуня я случайно опустил блесну в воду под самым берегом. Через секунду она исчезла в окуневой пасти. Горбач потянул на все 600. Снимаю его с тройника, уже специально опускаю приманку в то же место, и леска опять уходит в сторону! Следующий заброс (скорее не заброс, а спуск блесны на воду) - и опять все повторяется! "Стандарт" теперь увеличился раза в два - рыбины лишь немногим не дотягивали до килограмма. Из-под каждой коряги -7-8 окуней по 600-700 г, затем садится 300-граммовый карлик и пауза... Десять секунд никто не клюет, пятнадцать... Затем на тройник садится совершенно неприличный 150-граммовый экземпляр и тут же летит обратно в воду. Коряга исчерпана, переходим к следующей - и там все повторяется. Через два часа мы уже не могли смотреть на окуней и решили вернуться к поискам судака и жереха. День только начинался...
источник: "Рыбачьте с нами" № 7, 2000 г.
include ('../../footer.html'); ?>