на главную страницу назад
   
РЫБОЛОВЫ - ОТРЯД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Мануил Семенов

      Рыболовы, что они за люди? На этот вопрос представители широкой публики отвечают по-разному.
      Одни считают людей с удочками дикарями, а их увлечение рыбной ловлей расценивают не иначе, как проявление атавизма.
      Другие пытаются рассуждать о рыболовах с социологической точки зрения и делают вывод, что проводить долгие часы с удочкой в руках есть не что иное, как барство.
      Третьи, наконец, судят о рыболовах жалеючи их, как рассуждают, например, об обиженных судьбой особах.
      И все сходятся на том, что рыболовы Ч странные люди, в поведении и образе жизни которых явно заметны отклонения от нормы. Никто не хочет узнать рыболовов поближе, никто не желает проникнуть в их внутренний мир, выяснить, чем они дышат. И это очень досадно, поскольку речь идет не о жалкой кучке отщепенцев, а о значительной и весьма деятельной части городского и сельского населения.
      Вот почему и возникла необходимость самовыражения. Рыболовы должны сами рассказать о себе, познакомить публику со своими делами, поделиться планами и мечтами.
      Кстати, о мечте.
      Один мой друг часто играл со своей маленькой дочкой в мечту. Обычно дочка спрашивала:
      ЧСкажи, папа, если бы ты вдруг стал Добрым Волшебником, что бы ты сделал?
      А друг отвечал:
      Ч Я бы сделал так, дочка, чтобы в каждом городе, в каждом селе и поселке была быстрая-быстрая речка или тихий-тихий пруд. И чтобы в речке или пруду было полным-полно рыбы. И чтобы у каждого жителя была хорошая-хорошая удочка. Вот какое доброе дело сделал бы я, дочка, если бы стал волшебником.
      Кажется мне, что в этой наивной и довольно-таки скромной мечте есть что-то привлекательное.
      Ну, а теперь ближе к делу.
      Что же за люди рыболовы?
      Написано много исследований о благотворном Влиянии рыбной ловли на организм человека. Исследователи сходятся на том, что для человека рыбалка полезна. Между прочим, никто из исследователей ни разу не коснулся вопроса, полезна ли рыбная ловля для самой рыбы. А здесь как раз возможны совершенно неожиданные и интересные выводы. Но оставим в покое рыбу и займемся тем, кто ее пытается поймать. Как влияет на него сидение на берегу или в лодке с удочкой в руках? Что, кроме тщедушных ершишек и пугливых плотвиц, извлекает он из глубин отечественных водоемов? Какие струны души затрагивает у него робкое, незаметное непосвященному глазу шевеление поплавка или, наоборот, его многочасовая упорная неподвижность?
      Автор не имеет абсолютно точных, научно обоснованных данных на этот счет. Единственно, чем он располагает, Ч наблюдениями, почерпнутыми в постоянном общении с разноликим племенем рыболовов и, что случалось гораздо реже, в непосредственном контакте с самой рыбой. Эти наблюдения, накапливающиеся годами, в конце концов позволили уловить определенные закономерности и выработать стройную систему взглядов на характер и облик рыболовов.
      Вот эти закономерности, аксиомы, правила и постулаты.
      1. Все, без исключения, рыболовы хорошие люди.
      Найдутся скептики, которые захотят оспорить это утверждение. Я готов вступить с ними в полемику. Но пусть они прежде назовут мне хоть одного бюрократа, волокитчика, бездушного чиновника, клеветника, злопыхателя, хулигана, мздоимца, который посвящал бы свой досуг рыбной ловле. Не назовут! Пусть они заглянут в любой народный суд и полистают уголовные дела. Среди уже осужденных за различные преступления и еще только ожидающих справедливой кары лиц не найдут ни одного причастного к увлекательнейшему и благороднейшему занятию, каким является рыбалка.
      Тут я должен сделать две оговорки.
      Возможно, среди носителей пережитков или представителей преступного мира отыщутся люди, которые назовут себя рыболовами Но наверняка эти субъекты держали в руках прямое, как стрела, удилище в далеком детстве или юности, а уж потом, забросив рыболовные снасти куда-нибудь на чердак, пнищи по кривой дорожке, как пишут судебные репортеры.
      Далее. Утверждая, что рыболовы хорошие люди, я имел в виду истинных рыболовов, увлеченных спиннингованием, проводкой или блеснением на всю жизнь, а не тех типов, для коих посещение водоема служит лишь предлогом к выпивке, наживе (браконьеры), уклонению от назойливых ласк нелюбимой супруги.
      Лишь вчера я получил еще одно доказательство то истины, выдвинутой под номером первым Литературный критик Н. напечатал в газете разносную рецензию на одну умную, добрую книгу. Рецензия состояла из недобросовестных передержек и оскорбительных выпадов против автора книги Встретив после в писательском клубе, я спросил у него:
      - Скажите, уважаемый, не увлекаетесь ли рыбной ловлей?
      - Неужели вы считаете меня сумасшедшим? Ч вопросом на вопрос ответил Н.
      Нет, я никогда не считал Н. свихнувшимся, я всегда думал, что он просто плохой человек. И своим ответом Н. подтвердил мое мнение о нем.
      2. Увлечение рыбной ловлей необыкновенно стимулирует творческую активность человека и помогает ему отлично справляться с порученным делом.
      Среди рыболовов Ч слесарей, портных, поваров, часовщиков, наборщиков я не встречал ни одного бракодела.
      Мне известен рыболов-поэт, чья песня облетела весь земной шар.
      Я знаком с рыболовом-хирургом, искусные руки которого спасли тысячи жизней.
      Мне посчастливилось не раз сиживать у рыбацкого костра с артистом, создавшим бессмертный образ в кино.
      Позвольте, скажут те скептики, а как быть с теми рабочими, людьми науки, культуры, которые славятся как мастера своей профессии, достигают выдающихся успехов, но не имеют ни малейшего понятия о том, в такое время года начинается интенсивный жор щуки и какую наживку предпочитает плотва.
      Что можно на это ответить?
      Я глубоко убежден: люди, на - которых ссылаются скептики, безусловно, от рождения являлись потенциальными талантливыми рыболовами, и лишь случайное стечение жизненных обстоятельств не позволило этой потенции проявиться.
      Итак, рыбалка Ч могучий стимул творческой деятельности человека.
      Доказательства? Сколько угодно! Разрешите лишь обратиться за примерами к хорошо известной журналистской среде.
      У начинающего репортера, выпускника журналистского факультета МГУ, долгое время не ладилось дело. Он зевал важные, интересующие газету события, безбожно перевирал факты, хватался сразу за десятки дел и ни одного не доводил до конца. Его ругали на летучках, прорабатывали на редколлегии, но от этого он еще больше терялся. По всему было видно, что молодому журналисту не хватает собранности, методичности в работе, точного прицела, выдержки. И над ним нависла реальная угроза увольнения.
      Однажды я спросил его:
      Ч Скажи, дорогой друг, чем ты намерен заняться в воскресенье?
      Молодой журналист помолчал и потом ответил довольно неопределенно:
      Ч Пока не знаю. Может быть, почитаю что-нибудь или схожу в кино. Я как-то еще не думал...
      Ч Вот и прекрасно, поедешь со мной на рыбалку, на Сенежское озеро.
      Ч Как? Но ведь сейчас же зима!
      Ч Будем ловить со льда.
      Ч А если лед провалится? Тогда я наверняка утону, потому что еще не успел научиться плавать.
      Но как бы то ни было, мой юный коллега очутился в воскресенье на сенежском льду. И, как это часто случается (а рыбалка тем и интересна, что на ней постоянно происходят какие-нибудь случаи), новичок обловил всех признанных мастеров подледного ужения. И это решило его журналистскую судьбу.
      Прошло несколько недель, месяцев, и наш герой буквально преобразился. Его глаза приобрели необходимую для журналиста зоркость, из гущи фактов и событий он выхватывал самые значительные, а его перо приобрело завидную четкость и точность. Непосвященные, видя, как прежний неудачник уверенно прогрессирует, терялись в догадках, не зная, чему приписать его явные успехи. Но для меня тут не было никакого секрета: зоркое зрение, верный прицел, сосредоточенность и точность молодой журналист выработал в еженедельном общении с юркими, по-своему хитрыми и находчивыми обитателями подводных глубин...
      Я могу назвать признанных асов репортажа, которые начинали с трехстрочных заметок. Они прошли тот же путь: не умели отличать лБайкал от обыкновенного лДевона, а сейчас числятся в первой сотне лучших спиннингистов московского общества рыболовов-любителей. Один из лучших очеркистов столицы неизменно выходит победителем в осенних соревнованиях по ловле на кружки. А ведь и Он когда-то начинал с рубрики ц Коротко о разном и с приобретенной в лДетском мире почти игрушечной удочки, на которую можно поймать разве что верхоплавку.
      Можно приводить подобные примеры бесконечно.
      Рыболовы скроены на один лад? Конечно, нет. Только абсолютно непосвященному, оторванному от жизни человеку кажется, будто все они одинаковы. В его разговорах и рассуждениях они фигурируют как однородная безликая масса:
      Ч Ну, эти, как их... Которые с удочками, спиннингами и крючками... Рыболовы, одним словом...
      Но так говорить не годится. О рыболовах нельзя судить вообще, скопом, потому что они разные.
      Следует сначала отметить, что они отличаются друг от друга по профессиональным признакам. Удильщика никак не спутаешь со спиннингистом, так же как доночника с любителем ловли на поплавочную удочку. Потом идут такие абсолютно несхожие между собой узкие специалисты, как, например, лещатники или сомятники.
      А узкая специализация накладывает свой отпечаток на внешний облик и на психический склад рыболова. Так, все спиннингисты, как правило, щеголи, тогда как удильщики небрежны в одежде. Доночники грузны, страдают одышкой, а поплавочники, и тем более любители ловли впроводку, поджары, подвижны; непоседливы. Уже упоминалось, что лещатники молчаливы. Надо присовокупить, что сомятники к тому же еще мрачны, поскольку делают свое дело темными и, как правило, ненастными ночами.
      Однако различие не только в этом естественном разделении труда. Рыболовы разные люди и по характеру.
      Заметно среди них выделяются так называемые фанатики, или одержимые. Эти не могут говорить или думать больше одного часа в сутки о чем-нибудь другом, кроме рыбной ловли. Вода в любом виде и в любом количестве приводит их в сильнейшее возбуждение. Стоит им увидеть графин с какой-нибудь жидкостью, как они начинают без конца крутиться вокруг него, чтобы выяснить, не вода ли это? И если вода, то нет ли в ней чего-нибудь такого, что способно шевелить плавниками и хватать наживку? Ради рыбалки они готовы пренебречь всем: отдыхом, здоровьем, общественными обязанностями и даже благополучием собственной семьи. Именно одержимые придумали отвратительный по своей антинародной сущности лозунг: лЕсли работа мешает рыбалке, бросай работу! Таковы ониЧ фанатики и одержимые.
      Про оптимистов-бодряков мы уже говорили. Какое бы ни выпало на его долю невезение, бодряк не унывает. лНе клевало с утра, будет клевать к обеду. лНе было циклевок в обед, значит, вся ловля начнется вечером и т. д.
      И уж совсем редко среди рыболовов встречаются жадины. Эти готовы, как говорят, удушить за рыбешку.
      Как-то мы возвращались с рыбалки по глубокому снегу. Идти было очень трудно, особенно если учесть солидную нагрузку: у наждого за плечами ящик с рыбой, пешня, бидон с мальком. Один из нас, самый пожилой, не выдержал и попросил здорового, могучего сложения парня:
      Ч Будь другом, понеси мой ящик.
      Ч А своего самого большого окуня отдашь?
      Совсем обессилевший рыболов кивнул головой. Здоровяк взял у него ящик и донес до шоссе, где нас ждал автобус. Рыболов достал самого большого окуня и протянул парню.
      Ч Нет, Ч возразил тот, Ч давай я выберу сам.
И долго копался в ящике своего товарища...
      Так вот этот здоровяк был из разряда, жадин, которые, кстати говоря, очень часто становятся браконьерами.
      Хочется еще раз подчеркнуть, что жадины редки. Для большинства рыболовов улов хотя и служит предметом гордости, но никогда не является самоцелью.
      Тут было бы кстати упомянуть об одном моем хорошем знакомом, Михаиле Михайловиче, увлеченном и искуснейшем рыболове, который всегда возвращался с рыбалки без рыбы. Весь свой улов он раздавал неудачникам.
      Ч Я и в другой раз поймаю, Ч любил говорить Михаил Михайлович.
      Конечно, есть среди рыболовов и буки, но, как правило, люди с удочкойЧ добрые, отзывчивые люди. Истинный рыболов и мотылем поделится и крючок даст, покажет, если знает, уловистые места, сообщит, на какую насадку сегодня охотнее берет рыба.
      Такие они разные, наши рыболовы-пюбители. И тем, что разные, Ч они интересны. Дополняя друг друга, рыболовы и создают единую, дружную семью.
      Что нужно знать и уметь рыболову? Многие думают, чтобы стать рыболовом, надо научиться привязывать к леске крючок ц насаживать на него червяка. Вот, мод. и вся премудрость.
      Естественно, трудно рассчитывать на успех, если ты не можешь справиться с навозным червяком или не умеешь правильно наживить на крючок малька. Но даже если овладеешь столь несложным делом Ч этого мало.
      Так что же нужно знать и уметь рыболову? Хочу избежать многословия и ограничусь простым перечислением. Вот что умеет делать истинный рыболов:
      грести и ходить на лодке под парусом; определять направление ветра; разжигать костер; стойко переносить зной и стужу; любить природу; нырять и плавать; не бояться привидений и простуды; рубить дрова; ходить на лыжах; управлять лодочным мотором; петь песни; варить уху.
      А если у человека нет способностей или призвания к выполнению хотя бы одной из перечисленных функций, значит, он еще не рыболов.
      Остается сказать несколько слов о быте рыболова.
      Какая у него одежда? Самая затрапезная. Как мы уже сказали, исключение составляет одеяние спиннингистов, как правило, элегантное. Спиннингист мало двигается, встречается с разными людьми, иногда даже с представительницами прекрасного пола (птичницами, доярками, огородницами) и потому тщательно следит за своей внешностью. Рыболовы всех других подразделений одеваются во что попало. Если бы в семье не было рыболовов, то некуда было бы сбывать накапливающееся со временем старье. Обычно хозяйка дома сокрушается, если видит, что у старшего сына прохудились штаны. Но потом быстро находит утешение:
      Ч Ничего, пригодятся отцу для рыбалки.
      Ему ухитряются сбывать даже старые, поношенные капоты и юбки...
      Подведем итоги: какого же они заслуживают отношения? Руководствуясь своими личными симпатиями, я бы мог просить широкую советскую общественность петь самоотверженным рыболовам осанну, качать их на руках, засыпать их лепестками роз, слагать в их честь оды и гимны. Но мне не хочется предъявлять чрезмерные требования.
      Дорогие друзья и соотечественники! Относитесь к рыболовам терпимее!
      Верьте, они прекрасные люди!

печатается по изданию "Рыболов-Спортсмен", 1982

назад
на главную страницу